Сознательно обрести Христа

В день памяти святого апостола Андрея Первозванного, 13 декабря, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон возглавил Божественную литургию в Свято-Николаевском соборе г. Евпатории.


Владыке сослужили благочинный Евпаторийского церковного округа протоиерей Александр Дворников, благочинный Сакского церковного округа протоиерей Иоанн Пристинский, настоятель симферопольского храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Игорь Зубкович, настоятель храма во имя святителя Луки протоиерей Владимир Бадах и клирик иерей Анатолий Пономарёв, настоятель заозёрненского храма во имя священномученика Порфирия протоиерей Илья Малютин, соборное духовенство, священнослужители Евпаторийского благочиния.

За богослужением Владыка Тихон свершил диаконскую хиротонию выпускника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Димитрия Стешина и иерейскую хиротонию клирика симферопольского кафедрального Свято-Александро-Невского собора протодиакона Сергия Никитина.

Имя святого апостола Андрея действительно имеет для крымской земли особенное значение, поскольку благую весть о спасении принёс сюда именно Первозванный. После Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и праздника Пятидесятницы, когда Святой Дух сошёл на учеников Христовых, апостолу Андрею выпал жребий – проповедовать Слово Божие в Скифии, включавшей тогда в себя Северное Причерноморье и наш полуостров.

Всю мощь духовного подвига святого можно представить, если обратиться к истории и сконцентрировать внимание на этническом составе населения полуострова, а также на общественно-политической обстановке той поры. В греческих колониях, а их в первом веке в нашем регионе представляли несколько поселений и городов, на тот момент ещё не был изжит рабовладельческий строй. В местных крепостях засели римские легионеры. В предгорной и степной частях полуострова обитали преимущественно кочевые скифские племена. Казалось бы, нет объективных предпосылок для благоприятных духовных всходов на ниве проповедничества христианства. Однако Божией милостью труды апостола Андрея Первозванного увенчались успехом – не иначе, как чудом это и не назовёшь.

Византийский историк IX века Никита Пафлагонский в «Похвальном слове к апостолу Андрею» подчёркивал: «Получив в удел север (Скифия для византийцев считалась севером), ты обходил и сарматов, и тавров, и скифов». И плоды проповеди не заставили себя долго ждать. По свидетельству священномученика Климента Римского, сосланного в Инкерман за исповедание Христа (Климент прибыл на полуостров через треть века после святого апостола), благодаря духовным трудам Андрея Первозванного слово Божие укрепилось на благословенной земле: только в том поселении, куда отправили Климента, он встретил мощную христианскую общину, насчитывавшую две тысячи человек.

«Поздравляю вас, дорогие братья и сёстры, – обратился к пастве Владыка Тихон по завершении Божественной литургии, – с первым возвестителем Царствия Божия, с первым, кто принёс имя Господа Иисуса Христа на нашу крымскую землю, – это апостол Андрей Первозванный. Он был первым, кого призвал Господь, так и отмечается в традиции. Он первым сказал: «Придите, обретохом Желанного» – это перевод на славянский язык, а как звучит на русском – «Придите, мы нашли Христа – Мессию». Он нашёл Бога.

Мы с вами, грешные, через две тысячи лет живущие, можем повторить то же самое: мы нашли Бога. Это самая главная встреча, самое главное обретение наше.

Казалось бы, всё совершено, но сколько лет после этого главного события в своей жизни апостол Андрей ещё прожил на земле! Наверное, столько же, сколько многие из вас – после того, как сознательно обрели Христа, когда произошла встреча нашей души с Ним, когда мы исповедовали, что Он – Бог воплотившийся, Един от Святыя Троицы, Господь наш Иисус Христос. И сколько потом в нашей жизни было искушений, испытаний, сомнений, предательств, потому что всякий грех – это предательство. Покаяние – вновь возвращение ко Христу. И снова пребывание Его в душе нашей. Ведь то же самое было и с Андреем Первозванным. Он тоже бежал, оставив Христа в ту страшную ночь, когда бежали все апостолы. Он тоже сомневался и не мог вместить в себя всё то, что сообщал апостолам их Божественный Учитель. Он усомнился и в словах Марии Магдалины, что видели Христа. И явилась перед ним, яко лжа, и апостол Андрей не поверил. И всё это повторяемо. Мы – часть падшего человеческого рода. Это ужасно для нас, но не страшно для Бога, потому что Он больше, чем любое милосердие, любое понимание даже матери по отношению к своему чаду, – бесконечная Любовь.

Каков должен быть истинный христианин? Об этом сказано тоже в сегодняшнем Евангелии, которое мы читали за литургией. Когда будущего апостола Нафанаила призвали на служение, он по дороге слушал слова Андрея: «Это Мессия, мы Его нашли!» Что сказал Нафанаил: «Да какой там мессия? Что ты несёшь? Разве из Галилеи может быть что-то хорошее?» – из этих, которые всё время с язычниками живут, в шортах в храм заходят. Разве может что-то быть вообще хорошее на курорте, понимаешь…? Как в Крыму, комфортно было и в Галилее: природа замечательная, море… И Христос-то всё это слышал, знал. И чем Он ответил на недоверие? Он сказал: «Вот израильтянин, в котором нет льсти (лукавства)».

Богу лицемерие не нужно – ни религиозное, ни по отношению к друзьям, ни по отношению к близким, к родным, к Родине и так далее. Нужна Ему только искренность. И искренняя душа обязательно узрит Бога. А Нафанаил даже при своей грубоватости был искренен.

Господь ждёт и от нас искренних с Ним взаимоотношений. Почему мы иногда говорим: «Вот, Господь нас не слышит». Да просто искренности нет. Нет вот этого – отсутствия льсти, ложного, отсутствует соединение с Отцом. А полную искренность надо в себе искать, находить, взращивать. Не глупенькую простоту, а искреннее, простое и естественное чувство, вот ему навстречу надо идти. Как прекрасен искренний человек! Даже если он заблуждается, в чём-то не прав, если мы видим, что он искренен и порядочен, как мы его глубоко ценим! Мы созданы по образу и подобию Божию. И наши чувства в какой-то степени могут свидетельствовать о том, как мы чувствуем Самого Бога, Который вложил в нас любовь, терпение, мудрость, доброту.

Великий Андрей – первый призванный Богом рыбак, услышавший: «Иди за Мной и станешь ловцом человеков». То и произошло: от самого Иерусалима до Крыма, Новгорода, других земель… Его же молитвами, Господи, помоги нам снискать искреннее, нелукавое сердце, которое откроется по-настоящему для Господа, и Господь Духом Своим Святым обязательно такое сердце примет. С праздником!»

 

Виктория Серебрянская, пресс-служба храма во имя святителя Луки

Фото автора