Осанна в вышних – спасение с Небес

В праздник Входа Господня в Иерусалим, отмечаемый за неделю до Пасхи, настоятель нашего храма совершил Божественную литургию. По завершении Богослужения протоиерей Владимир Бадах сердечно поздравил паству с торжеством, называемым на Руси Вербным воскресеньем, и обратился к верующим с проповедью:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день мы с вами воспоминаем те события, что происходили накануне Крестных страданий Спасителя, святоотечески эта неделя называется Страстной седмицей. Но обратим свои взоры на один день раньше – на субботу, предшествующую Входу Господню в Иерусалим. А в субботу произошло следующее: Господь воскрешает человека, который был четыре дня как усопший. По евангельскому свидетельству, когда Господь подходил к гробнице и сказал, чтобы Ему гробницу открыли, сестра Лазаря ответила: «Господи, он четверодневный, уже имеет запах усопшего». Но Господь не обращает внимания на эти слова, и происходит удивительное, невозможное – Господь говорит, чтобы этот человек вышел: «Лазарь, выйди вон!», и выходит усопший, обвязанный погребальными пеленами. Тем самым Господь перед Своими Крестными страданиями всему человечеству, всему народу, находившемуся с Ним во время Его трёхлетней проповеди на земле, показывает духовный пик человека – воскресение и жизнь вечную. Это происходит и с тем Лазарем Четверодневным, впоследствии ставшим архиереем Церкви, епископом Китийским. Наблюдая такое чудо, приходило всё больше и больше людей, желавших убедиться, что Лазарь, которого они знали и чью смерть пришли оплакать, – жив, находится рядом с Иисусом, разделяет с Ним трапезу. Очень многие уверовали тогда во Христа как во Спасителя, Мессию.

И вот уже обращая свои взоры в день сегодняшний, мы понимаем, почему жители Иерусалима так встречали Иисуса – как ту надежду, то чаяние, которое ожидал еврейский народ – на то время ещё богоизбранный, ведь евреи тогда ещё не совершили грех богоубийства. И вот они постилают перед Господом пальмовые ветви, как символ своих надежд и знак Царского величия Христа. Но Господь не совершает того, что должен был совершить царь в представлении ветхого человека, – въехать в град на коне. Конь символизировал войну, захват. А Он берёт ослика — символ мира, и на нём въезжает со смирением в Иерусалим, поскольку видя всех тех людей, которые Его восхваляли, Он прекрасно знал, что пройдёт буквально несколько дней и в среду совершится предательство, осуждение, а в пятницу произойдёт распятие Богочеловека.

И вот жизнь человеческая вторит этому событию. Как часто мы с вами видим: к нам хорошо относятся сегодня, мы интересны кому-то, нам адресуют добрые и прекрасные слова, нас поздравляют со всеми праздниками. Но стоит хоть немного измениться жизненным обстоятельствам, как тебе ничего доброго уже не говорят. Народным умом пересказанное Евангелие: сегодня тебе поют «Осанна!», то есть ты достоин, тебя возвеличивают, а завтра уже выносят приговор и требуют «Распни его!». Так и у нас происходит, ведь не может быть ученик больше учителя. Мы с вами в своём житейском пути отображаем то, что происходило со Спасителем. Конечно, не на таком духовном уровне, но различные испытания проходим в подобии Господним страданиям на Кресте. С одной стороны, мы можем встретить любовь близких, окружающих, а через некоторое время она, любовь мирская, превратится в наше осуждение и даже поношение. Поэтому мы с вами в жизни своей должны искать в первую очередь похвалу от Бога, а не от человека. Благодарение от Бога, а не от людей, от общества. Ведь только лишь в этом состоянии мы не уподобимся лицемерам и будем делать добрые дела без оглядки на то, похвалят нас или нет, как о нас скажут – хорошо или плохо. Для православного христианина самый главный суд – это не суд человеческий.

Есть прекрасное выражение о том, что любое доброе дело не остаётся безнаказанным. Очень мудрые слова! Когда ты не делишься с окружением тем, что имеешь – своим временем, средствами, чувствами, – то ты не интересен духам злобы поднебесным. Но как только встаёшь на путь добра, стараешься измениться, сделать хорошее, ты становишься их первейшим и злобнейшим врагом. Святые отцы называют диавола рыкающим зверем, который только и ходит, высматривая, как бы поймать человека. Но любая злоба, любое осуждение всегда заканчивается одним: победой правды над ложью, добра – над злом, жизни – над смертью.

Несмотря на грядущие скорбные дни – время Страстной седмицы, воскликнем жизнеутверждающими словами о Воскресении Христовом! И вот эти слова в нашем сердце должны быть всегда, в самые тяжёлые и мрачные дни нашей жизни. А в самые радостные наипаче мы должны помнить о Воскресшем Христе – о Том, Кто дарует нам жизнь вечную, дарует воскрешение. И как бы нам сегодня ни пели «Осанна!», как бы ни кричали «Распни, осуди его!», мы должны помнить о самом главном, а главное – чтобы нас Бог не осудил. Всё остальное – вторично. Мы православные христиане, и наша с вами радость в том, что каждый из нас рождён от Крещенской купели в жизнь вечную. Аминь».

После молебна настоятель протоиерей Владимир Бадах и клирик иерей Анатолий Пономарёв освятили принесённые в храм прихожанами веточки вербы – знак победы жизни над смертью, предвестник ожидаемого всеми нами Светлого Христова Воскресения.

 

Виктория Серебрянская, пресс-служба храма во имя святителя Луки

Фото автора