Ра́доница

Название дня особого всецерковного поминовения усопших происходит от слова “радость”, ведь праздник Пасхи продолжается сорок дней.

Поминовение совершают на девятый день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой), чтобы разделить радость Воскресения Христова с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Радоница отражает веру в то, что наши родные и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).

Обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших.

Молитесь за усопших сродников!

Тексты заупокойных молитв содержит  “Полный православный молитвослов”.

Последование панихиды пасхальным чином во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, для домашнего (келейного) совершения:

panihida-radonica

Икона «Сошествие Христа во ад» отображает события субботы Страстной недели и Пасхи. Согласно православному вероучению, после Распятия и смерти Христос спустился в ад, разрушил его и освободил людей, томящихся там, начиная с Адама и Евы. Сошествие Христа во ад и Его победа над смертью, Воскресение, всегда воспринимались Церковью неразрывно, как единое целое. На древнерусских и византийских иконах, посвящённых Пасхе, запечатлён не тот момент, когда Иисус выходит из гроба, а именно тот, в который Он сокрушает преисподнюю. Чаще всего Христа изображают протягивающим руки к Адаму, Еве и ветхозаветным праведникам. Спаситель попирает ногами чёрную бездну, в которой видны обломки ворот ада, ключи и замки, бессильные кого-то удержать.

Даниил Чёрный и Андрей Рублёв. Икона 1425-27 гг. из иконостаса Троице-Сергиевой лавры.