В воскресной школе «Купель» прошёл тематический урок, посвящённый новому для всех нас празднику – Дню матери.
Разговор с детьми начинаем издалека. Представляем, что все они уже взрослые, каждый получил профессиональное образование и пришёл устраиваться на работу. На собеседовании кандидат на должность «начальника управления». Включаю интригу: «Работа оч-чень интересная!» Глаза у детей загораются, они потирают руки, мол, сейчас, Виктория Алексеевна, быстренько угадаем – ждать не придётся. Но с каждым новым требованием к претенденту на «интересную должность» паузы между ответами становятся всё более театральными.
Оказывается, рабочий день ненормированный. «Как это?» – округляются в изумлении глаза. На новом месте нет выходных и отпусков. «У-у-у…» – моих подопечных накрывает неподдельное разочарование. Нагрузка растёт в праздничные дни – за напарником присматривать нужно в оба глаза. «Так работать за двоих?» – ещё больше огорчаются дети. Мир-то нынче сулит им заработки лёгкие, а тут вкалывать не только за себя, но и за того парня.
Мучительно ищут варианты.
«Спецназ!» – вдруг радостно подпрыгивает с вытянутой рукой Кирилл, уверенный в том, что теперь-то он до сути докопался. В свои девять лет самый шустрый из воспитанников «Купели» изучает приёмы дзюдо и уже разбирается в настоящих мужских специальностях. «Никто, кроме нас», – потенциальный десантник, озорно прищурившись и выставив грудь колесом, весь светится в ожидании моего кивка, но поиски останавливать рано.
Новые вводные лёгкой жизни не обещают: «У вас будут непростые условия труда, вы перестанете высыпаться – на дежурстве придётся находиться круглосуточно, особенно первое время, а вот специальностей вам нужно освоить несколько – надо уметь оказывать медицинскую помощь; быть психологом, чтобы лучше понимать подчинённого; шеф-поваром – кулинарную книгу держать в голове; уметь анализировать нестандартные ситуации, моментально принимать решения; быстро бегать, а то не успеешь глазом моргнуть, как напарник попадёт в какой-нибудь переплёт; планировать расходы; впитывать знания, чтобы передавать их другим». Дети охотно выдают всё новые и новые версии: «Военный? Таксист? Пожарный? Врач?.. Нет? Ну тогда, может, учитель?» На доске напротив каждого ответа ставлю плюсы, но вновь и вновь качаю головой: «Отчасти да, но …думайте ещё». Лиза, Соня, Глеб, Вероника, новенькая Милана теряются в догадках. Семилетняя Катя смущённо хлопает ресницами.
«Это Боженька?» – огорошивает внезапно смелым предположением чей-то голосок.
Ульяна тут же погружает всех нас в раздумья – рассуждает вслух: «Чтобы всё это уметь, надо быть верующим, иначе ничего не выйдет. Это вообще какой-то суперчеловек». Филипп кивает, но принять теологическую версию мешает свойственный парню скепсис: «Может, это разведчик или сотрудник уголовного розыска?»
Чтобы закрыть список требований, добавляю: «Забыла вас, ребята, предупредить: эта работа не оплачивается». И тут наших купелек осеняет: «Стоп!.. Это же мама!» Класс облегчённо выдыхает, дети с удивлением смотрят то друг на друга, то на доску, где в две колонны выстроилась дюжина профессий – все в той или иной степени должен освоить один человек, не получающий на «мамином» предприятии зарплату за свои «мамские» труды. Детям требуется время – осмыслить. Затихают. А после, не сговариваясь, шепчут здесь и там: «Маме сегодня скажу спасибо…», «За всё…», «Просто так».
Чтобы размягчить черствеющие под напором нашего жестокого времени сердца, мы не останавливаемся – смотрим поучительный мультипликационный фильм «Северная сказка» (студии «Экран», 1979) – о детях-эгоистах, у которых тяжело заболела мама. Никто из занятых уличной игрой сыновей вовремя не принёс ей воды, и мать превратилась в белую птицу – улетела в небо. Дети кинулись вслед, но – поздно.
После просмотра мультфильма пару минут никто из нас говорить не может. Даже мальчики. Стали вспоминать, когда сами отказывались помогать своим мамам. Хочется верить, что до каждого сердца дошло. Какое же всё-таки это страшное слово – «поздно». И так много тепла сразу захотелось отдать маме! Ещё лучше, в благодарность за всё, – сделать для неё что-то доброе, хорошее. Ведь дела значат больше, чем признания. Мы убедились в этом после того как прочли и обсудили притчу Василия Сухомлинского «Седьмая дочь». Посыл её в том, что любовь должна быть деятельной – в поступках, не на словах.
Дети смастерили для своих мам открытки в виде сердечек из цветного картона с переливающимися узорами, а внутри символичного подарка каждый нарисовал что-то своё и сочинил поздравление маме – самому близкому, самому родному на земле человеку.
Виктория Серебрянская,
пресс-служба храма во имя святителя Луки
Фото автора