Спиридон Тримифунтский: вся жизнь как пример любви к людям и ко Христу

Проповедь Преосвященнейшего Каллиника, епископа Бахчисарайского, викария Симферопольской и Крымской епархии, по окончании Божественной литургии в евпаторийском храме во имя святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, исповедника, 25 декабря 2021 года.

– Братья и сестры! Дорогой отец настоятель, дорогие отцы благочинные Евпаторийского церковного округа и Сакского, отцы настоятели храмов! Сегодня в сем храме мы с вами собрались в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, – друга и соратника святителя Николая. Святитель Николай имел и имеет такое уважение у народа, особенно у нашего – святой Руси, что почитаем был всегда: множество храмов, монастырей освящено в честь него. Мы с вами евпаторийцы, знаем собор святителя Николая, что в нашем граде возвышается. А вот и святитель Спиридон, который потрудился для Церкви ничуть не меньше, был другом святителя Николая и его советником. Какое-то время в нашем народе Спиридона, святителя Тримифунтского, знали не многие даже верующие. И вот сейчас, из года в год, память и почитание его всё увеличиваются. А это означает, что святитель Спиридон вновь на нашей святой земле – земле святой Руси – пребывает, и её теперь своим святительским омофором окормляет и молится пред Престолом Господа за нас с вами.

Я не буду пересказывать житие этого дивного святого. Единственное, благословляю всех тех, кто ещё не читал, не знает и не ознакамливался, – обязательно прочтите о его удивительной жизни. В ней множество примеров любви, которой мы с вами – каждый из нас имеет возможность подражать. Одно скажу: прост по своему происхождению, пастух, он был чудом призван к святительскому служению – за любовь к людям и любовь ко Христу. Он не обучался в богословских и философских школах того времени, не имел высшего образования, так как был беден и не имел возможности. Но Господь положил ему на разум поистине великий ум – ум Духа Святаго. В момент сошествия в Горнице апостольской Святаго Духа, на пятидесятый день по Воскресении Христовом, Господь даёт особую благодать Своим ученикам и апостолам – благодать святительского служения. До этого апостолы, которые сопровождали Христа, были свидетелями Его чудес, слышали Его проповедь, жили рядом с Ним три года, день в день, но не имели особой благодати и особого умения – Духа Святаго. Только по Его сошествии, о чём Господь и говорил апостолам, апостолы смогли и чудотворять, и исцелять, и получили самый главный дар – дар святительства. Они стали святителями, епископами. Только после этого смогли возлагать руки на избранных людей и воздвигать из них священников, избирать архиереев. И вот уже более двух тысяч лет православная наша христианская церковь живёт от рода в род, от епископа к епископу.

Епископское служение – это служение апостольское. Без епископа не может быть Церкви, ибо именно епископ утверждает ея, смотрит за ней, блюдёт, молится, поставляет священников и следит за соблюдением чистоты исполнения канонов. Епископская власть – поражающая и устрашающая, ибо епископ может запретить священнодействовать и может разрешить.

Святитель Спиридон именно наследник апостолов, как и все остальные епископы. И он показывает на Никейском соборе, что Дух Святый живёт там, где хочет, и Он действует в нём как в епископе – указует правоту. Святитель разрушает все возможные философские формулировки и оправдания разных течений и греховных отступлений. Он в простоте доказует Троицу, сжимая в руках кирпич, при всех святителях и всех тех, кто встал на сторону еретиков, а это были учёные мужи, также и философы, которые своими словами говорили так красиво и мудрёно, что множество епископов не имели возможности им ответить. Святитель Николай ударяет Ария по щеке за то, что тот называет Христа-Творца обыкновенным человеком. Святитель не может этого вынести и отвешивает еретику пощёчину за оскорбление Христовой Истины. А святитель Спиридон берёт кирпич, сжимает его в руках, и происходит чудо: огонь, в котором обжигался кирпич, исходит вверх; вода истекает вниз, а в руке остаётся основание – глина. Этим он указует, как в одном кирпиче, который является образом Святой Троицы, возможны три действа – огонь, вода и сама материя. Для не понимающих, не разумеющих единство Святой Троицы, объясняет, что Бог един, но действует Духом Святым Отец через Сына, а всё вместе является плотным фундаментом – является Творцом.

Тут же знаменитый философ встаёт на соборе и утверждает: «Я как философ могу на любое противоречие дать ответ и аргумент». И в действительности философы учатся для этого – чтобы любую истину превратить в ложь, объяснить неправду своею правдой. Но после слов святителя Спиридона говорит философ: «Я вижу и понимаю, что эти слова не от человеческого умоизыскания, а от Божественной благодати, ибо эти слова завораживают, и ответить нечего – против Бога невозможно идти, невозможно спорить».

Святитель Спиридон на протяжении всей своей жизни показывает чудо – воскрешает мертвых. Он напутствует свою дочь, которая уже почила, а он с ней общается – говорит, как необходимо прийти ко Господу, прийти на Суд к Богу – он её утверждает в силе и вере. Он творит множество чудес, ещё и в помощи физической людям, которые нуждались. Из змеи творит золото для несчастного пастуха, который имел большой долг, и его должны были в долговую яму посадить на заточение. Для того чтобы спасти человека, его семью, детей, святитель Спиридон змею превращает в злато. А купцу, который требовал от пастуха деньги, издевался над бедным своим должником, он также показует тщетность богатства: когда купец взял это золото и принял его как выплату долга, золото снова превратилось в змею. Тем самым святитель показал: золото твоё тщетно, и если ты надеешься только на него, на успех и богатство, это всё обратится в тлен. Но если человек нуждается, ему необходима и еда, и одежда, и крыша над головой – дом необходим, святитель Спиридон творит такие чудеса по сей день.

Конечно же, великое чудо – его святые мощи на острове Корфу. Они не всегда открываются, и святитель для этого избирает особые дни. Знают отцы, которые над мощами сиими являются старшими: если не открывается рака с мощами, значит, святителя там нет. И тапочки, в которые он облачается, изнашиваются. Святитель Спиридон вживую, телом, пребывает на земле, посещает людей и оказывает им содействие. Это не означает, что мы сейчас с вами должны дружно молиться о богатстве, домах, машинах и квартирах. Это означает лишь то, что человеку необходимое всё для жизни подаётся Богом, по Его мере и по реальной необходимости.

И вот святитель Спиридон, друг святого Николая, также щедр на помощь людям. Оба святителя являют собою примеры отношения к окружающим.

Вдумайтесь: если бы на земле каждый из нас, хотя бы каждый второй, оказал содействие другому человеку – своим теплом, своей помощью, поддержкой, любовью, то в мире прекратились бы все войны, распри, ненависть, ушли бы грехи, потому что одна половина населения земного шара помогла бы другой. И Господь, взирая на наши деяния, дал бы мир и благополучие всем жителям планеты. Но мы с вами знаем, что это невозможно по одной простой причине – из-за нашей же лени. Знаем, что и христиан на самом деле немного. И Господь об этом же говорит. Поэтому от нас с вами, верующих людей, зависит благополучие даже всей планеты – зависит мир, стабильность, прекращение греховных страстей, которые умножаются от людской злобы, от людской ненависти и жадности – эти грехи и страсти съедают людей.

Мы с вами, выйдя из этого храма, сегодня и каждый день будем оказывать содействие людям, насколько возможно, хотя бы десятку окружающих нас. Поможем им своим словом, если получается – делом. Не всегда вопрос именно в финансах, в каком-то богатстве, в его раздаче. Если раздать всем нищим сразу только деньги, им это ничем не поможет, ведь для того чтобы что-то приобрести, нужно умение, старание, созидание. А вот если мы поможем советом, реальной помощью – в беде, в болезни, понимая, что любая болезнь, любая страсть, любые испытания нам с вами даются только для одного – для нашего с вами очищения и улучшения. Мы потом всё поймём, через годы, когда это пройдём. Но самое главное – реакция в тот момент, когда нас настигает якобы несчастье – горе, недуг. Как мы с вами поступаем? Благодарим ли Бога? Говорим ли: «Господи! Спасибо! Ты послал мне испытание, помоги мне его пройти»? Нет. Начинаем гневаться, кричать: «За что?.. Почему?.. Почему я болею?.. Почему вон тот человек грешный, но он богат и успешен?..» И в этот самый момент мы начинаем умножать собственные страсти и грехи. Не проходим испытание. А вот святитель Спиридон, будучи облечённым властью епископской, будучи наследником апостолов, остаётся простым любящим человеком. И до конца дней своей земной жизни он разоблачался и шёл каждый раз в пастухи – не потому, что нуждался, а ему нравилось это занятие. Он осознавал: чтобы пасти души человеческие, нужно уметь пасти и животных, нужно уметь их любить и о них заботиться.

Я поздравляю вас ещё раз, возлюбленная о Господе, дорогая моя паства! Благодарю отца Владимира за сегодняшнее приглашение. Этой службой оканчиваются в 2021 году мои архипастырские визиты и служение на евпаторийской земле. Вы знаете, в нынешнем декабре совершены три особенных Богослужения, сегодня – третье. Мы чествовали в этом месяце также память святителя Николая Чудотворца, а затем апостола Андрея Первозванного. Я посетил святительским визитом практически все храмы, которые есть в Евпатории, молился вместе с евпаторийской паствой. Я вас поздравляю с днём памяти святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, и с наступающим гражданским новолетием!

По поводу Нового года очень много идёт рассуждений, высказываются разные мысли – надо ли праздновать, не надо ли. Новый год – это гражданский праздник. Да, он не церковный. Церковное новолетие у нас с вами 14 сентября по новому стилю, по старому – 1-го. Так и было – в эти дни праздновалось новолетие года церковного. Но вот Пётр Первый указом 1699 года повелевает русским людям, как и вся Европа – цивилизованная, как Пётр считал, – праздновать, веселясь, наступление нового года именно в январе. И по старому стилю – у нас ещё есть традиция отмечать и Старый новый год 14 января – тоже гражданский праздник. К церковным он не имеет никакого отношения. Конечно, он логичнее, поскольку идёт после Рождества Христова. Но мы с вами – наследники советской империи, Советского Союза. И понимаем: для того чтобы что-то ушло, должно пройти столько же времени, сколько новая традиция приходила. Поэтому Новый год для многих из нас является по-прежнему семейным праздником. И это правильно, это хорошо. Как же его праздновать? А как ещё его должен праздновать православный христианин – только начиная с молитвы.

Более десяти лет назад Блаженнейший митрополит Владимир, ныне покойный, благословил меня лично в Новый год всегда служить ночную Божественную литургию, что я и делаю успешно. Когда был настоятелем храма в Уютном, архимандритом, традиция была заведена именно там, вернее, привёз я её из монастыря, где служил до этого. Вот и в храме святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, исповедника, отец настоятель также традицию продолжает. Так что, если есть возможность, на ночную литургию приходите вместе с детьми, семьёй, все вместе, и в 12 часов ночи начните новолетие гражданское с «Благословенно Царство…». Благодарите Бога за прошедший год – сложнейший. Из года в год будет сложнее. Господь многих уже призвал. Сегодня во время Божественной литургии, и наверняка многие слышали, – обычно не читаем заупокойную молитву в праздники, – мы молились об упокоении приснопамятного Высокопреосвященнейшего митрополита Джанкойского Алипия, сегодня 40 дней со дня его кончины, Царствие ему Небесное. 50 лет всего лишь отпраздновал в октябре, и Господь его призвал к Себе. Владыка не смог противостоять новой болезни – коронавирусу. Так что год уходит, конечно же, сложный, но нам нужно поблагодарить Бога и за учение, и за наставления, и за то, что Господь нас с вами ещё оставил на этой земле для чего-то. Значит, мы с вами ещё не готовы, ещё не пришли к должному покаянию. И наши души ещё не будут спасены. Помните об этом: если Бог даёт возможность прожить ещё время, то это не потому, что Господь о нас забыл, а потому, что Он берёт человека, который готов. Он посылает болезни, испытания, всевозможные трудности, чтобы человек осознал, остановился и подумал: «Живу я ведь не так! Что является целью моей жизни?»

Я всех благословляю. Конечно, было бы прекрасно, если бы все пришли на Богослужение в Новый год и помолились. Застолье – постное, потому что пост длится до Рождества Христова. Много овощей и фруктов – питаться можно. Только съесть всё это вы можете и утром. И поздравление Президента можете послушать позже – технически это сейчас возможно. Но главное: вы начнёте своё новолетие именно в храме, с молитвой. Господь вам всем пусть помогает!

Дорогой отец настоятель! Знаю Ваши планы, и прекрасно, что у Вас есть эти мысли, с Божия благословения – чтоб на территории вверенного Вам и уже построенного здесь храмового комплекса во имя святителя Луки появился и храм святого Спиридона Тримифунтского. Это прекрасно – тут будут два престола: зимний (25 декабря – день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца) и летний (11 июня – день памяти святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, исповедника).

Идёт и строительство храма-часовни на кладбище. Как необходим храм блаженной Ксении Петербургской именно в скорбном месте, чтобы у православных христиан появилась возможность отпевать усопших по-человечески, по-христиански. Чтобы люди, приходя на кладбище, могли зайти прежде всего в храм, помолиться об упокоении ушедших сродников, близких и поставить свечку. Помоги Вам Господь!

Благодарю Вас за большие труды – прекраснейшие вижу в этом храме изменения: и на территории, и вокруг. Знаю Ваши великие планы и надеюсь, будет всё лучше и больше. Вам – сил и помощи. А прихожанам на всех службах я постоянно говорю: один священник в поле не воин. Да и не должен один настоятель абсолютно всеми техническими вопросами заниматься. Стоит батюшка на литургии и думает, где ему взять кирпичи на строительство, деньги на оплату работы мастеров, на цемент… А вот все вместе, единой семьёй, вы должны к нему прийти и каждый должен сказать: «Дорогой отец настоятель, чем я могу помочь? У меня есть такая возможность, такие-то материалы…» И тогда все вместе со всем вы обязательно справитесь. А не просто прийти в храм, чтобы постоять час и уйти. Жизнь приходская должна быть совместной.

С праздником! Богом будьте хранимы! Спаси вас Господь!

Фото Виктории Серебрянской, пресс-служба храма во имя святителя Луки