Проповедь в Неделю шестую по Пасхе – о слепом

В евангельском чтении мы с вами слышали повествование об исцелении слепорождённого. Обратим же внимание на исповедание чуда этим человеком, который был слепым от рождения. Посмотрите: он не убоялся ничего. А ведь даже за то, что именно в субботу исцелился – не исцелил кого-то, а исцелился сам, – он мог быть уже наказан.

Этот человек исповедовал то, что с ним произошло, и перед родителями, хотя они устранились от прямого ответа, сказали: «Да, это наш сын, но как он прозрел – мы не знаем». Он не убоялся и тех книжников и фарисеев, которые задавали ему тот же вопрос. Много раз, уже и с неким сарказмом, он отвечал вопрошающим: «А что, и вы учениками Его хотите быть? Ведь я много раз вам сказал, а вы всё равно продолжаете меня спрашивать, как же я исцелился?»

Почему же он так себя вёл? Да потому, что для него не важны были слова, для него самым главным стало свершившееся действо: с самого рождения он не видел окружающего мира – ни солнца, ни красок природы – ничего, и тут ему кто-то открывает глаза – открывает Сам Господь. Некие люди же начинают его расспрашивать: почему именно в субботу, а как Он тебя исцелил, а что тебе сказал? А он смотрит на них как на тех, кто в действительности не обладает разумом: да какая разница, как всё произошло? Я не видел – теперь вижу. Какие вам ещё нужны ответы и какие ещё вы хотите задать вопросы? Вот такое у него было исповедание Христа, но он ещё не вполне понимал, что исповедует Бога. Когда его спросили, за кого почитаешь Того, Кто тебя исцелил, он отвечал: «За пророка».

Было бы и у нас такое исповедание… Мы же с вами так же рождаемся в этот мир – слепыми духовно. Мы получаем духовное зрение через Крещение. То самое брение, из которого Господь сотворил мазь для исцеления слепого, – образ нашей крещенской купели. Когда мы принимаем святое Крещение, то прозреваем для жизни вечной, открываются наши духовные очи. Явно это показано в крещении князя Владимира, который перед таинством физически ослеп. А когда в херсонесской купели крестился, то прозрел и физически, и духовно.

Вот когда и мы духовно прозреваем, мы должны иметь такое же исповедание этого прозрения, такую же радость, которую имел и слепой от рождения, потому что нет большего счастья для человека, чем то, когда он начинает понимать, для чего и как он живёт, а самое главное – с какой целью.

У святых есть прекрасное высказывание о том, что человек в этот мир рождается несколько раз, в зависимости от уровня восприятия мира. Когда ребёнок находится в утробе матери, для него весь мир – это мама. Младенец слышит биение её сердца, получает еду, тепло, вокруг него есть только то, что есть, и в этот момент ему больше ничего не надо, поскольку ему кажется, что больше ничего и не существует. И вот ребёнок рождается в мир и видит, какой этот мир огромный, разнообразный и удивительный. И он первый раз открывает глаза. Так и мы, находясь в мире земном, думаем, что нам больше уже ничего и не надо. У нас всё есть: солнце даёт тепло, земля – пищу. Мы многое приобретаем для земной жизни и думаем: вот мы достигли того или иного состояния комфорта, чего ж ещё? Но мы с вами здесь, на земле, – как те младенцы в утробе матери. А при нашей смерти и вхождении в жизнь вечную откроется такой мир для человека, какой он себе и представить не может. Господь нам в Евангелии говорит: «Обителей суть много в доме Отца Моего».

Вот и мы с вами такие же слепцы в земной жизни, как тот слепой от рождения. Поэтому, если обретаем радость прозрения в крещенской купели, то духовное зрение должны хранить. Если Господь отверз нам очи, мы не должны ни в коей мере терять этот дар. Когда же впадаем в прегрешения, отдаляемся от Христа, то надо быстрее возвращаться к Богу. Согрешил – кайся, приходи снова к Господу и будь рядом с Ним. Ещё раз согрешил – ещё раз кайся. Спрашивают у старца: «А как же? Сколько ж раз я буду вот так, если падаю постоянно, что мне делать?» На что старец, наместник монастыря, – в давнее время в Патерике этот случай описан – ответил: «Упал – вставай. Упал снова – и снова вставай. И каждый раз Господь к тебе милостив будет и будет прощать». «Авва, да сколько же это будет происходить?» «До твоей смерти. Когда придёт Господь – в чём тебя застанет, в том и будет судить. Застанет в праведности – будешь праведником. Застанет тебя в грехе, когда ты упал, – в том и осудит». Аминь.

Протоиерей Владимир Бадах, настоятель храма во имя святителя Луки

6 июня 2021 года