В день памяти святого апостола Андрея Первозванного в храме во имя святителя Луки совершена Божественная литургия, а затем молебен. По окончании богослужения настоятель протоиерей Владимир Бадах в своей проповеди напомнил кратко житие святого, сердечно поздравил прихожан с праздником и напомнил, что в храме святыня – частица мощей апостола – будет пребывать до 19 декабря.
Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Родился он в городе Вифсаиде в Галилее, а впоследствии вместе с братом Симоном (Петром) жил в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера. Средства к существованию добывал ловлей рыбы.
С юных лет Андрей отличался молитвенной устремлённостью к Богу. Стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда пророк указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно за Христом и последовали.
Как повествуется в Евангелии, Андрей не только первым откликнулся на призыв Господа, отчего в предании древней Церкви святому апостолу усвоено имя «Первозванный», но он был также первым из апостолов, кто исповедал Его Спасителем – Мессией, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.
Из Евангелия мы узнаём, что святой апостол Андрей находился вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Ним в Вербное воскресенье, вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима, совершившемся в 70 году по Рождестве Xристовом, и о признаках Второго Пришествия Спасителя.
После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей он исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь. С проповедью Слова Божия совершил несколько путешествий, трижды возвращался в Иерусалим. Прошёл Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье. По преданию Грузинской Церкви, проповедовал вместе с Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину.
Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до месторасположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, на горах водрузил крест, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, дошёл до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда через земли варягов прошёл в Рим и вновь вернулся во Фракию. В небольшом селении Византии, будущем Константинополе, основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из 70-ти апостолов Христовых – Стахия. Так имя святого апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.
На трудном пути благовестника апостол претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению, например, в Синопе. Но Господь хранил Своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.
Последним городом, куда пришёл Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, стал город Патры (Патрас). Свою силу явил Господь через ученика и в этом городе. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий – знатный горожанин, наложением апостольских рук исцелились Максимилла – жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий. Всё это побудило жителей города принять от апостола святое Крещение, однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Но сердце язычника не откликнулось на призыв Божий: разгневанный Эгеат приказал распять апостола – думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошёл на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный… Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою».
Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором распяли апостола Андрея, имел особую форму – в виде латинской цифры X (в иконографии так называемый Андреевский). Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнёс: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света озарило крест и распятого на нём мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+62).
Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его. В 357 году мощи святого Андрея торжественно перенесли в Константинополь и положили в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.
По взятии Константинополя крестоносцами в 1208 году мощи святого апостола Андрея перевезли в Италию и поместили в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458 г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.
На фото: Божественная литургия 13 декабря в храме во имя святителя Луки
Пресс-служба храма во имя святителя Луки
Фото Виктории Серебрянской