В праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в храме во имя святителя Луки Божественную литургию совершил настоятель – протоиерей Владимир Бадах. По окончании богослужения отец Владимир сердечно поздравил прихожан с церковным торжеством.
«Сегодня мы вспоминаем события, произошедшие в древности в Константинополе – теперь это Стамбул, – жители города каждый год в августе сильно болели, но после крестного хода с изнесением Честных Древ Животворящего Креста Господня – того самого, на котором был распят Спаситель, – избавились от недугов: они все прикладывались ко Кресту и получали исцеление. Так сложилась традиция – крестный ход с изнесением Честных Древ совершать ежегодно вместе с молебном, в том числе водосвятным, – сказал отец Владимир. – Мы видим, что события нашей жизни повторяются и вновь призывают человека обращать внимание не только на земную жизнь – временную, скоротечную, но и на духовную. Мы с вами задумываемся об этом, к сожалению, лишь в момент, когда нас посещают житейские трудности. Увы, в радости своей забываем Бога, забываем благодарить Его за всё, чем Господь помогает, особенно на пути к тому, к чему мы долго стремимся и что в итоге получаем. Не имеем полноты доброго сердца.
Когда у тебя всё хорошо, спокойно, стабильно – приди в храм, соверши молитву. Или помолись дома. Богу будь благодарен за то, что руки-ноги работают, кусок хлеба имеешь, есть одежда и обувь, и милостью Божией у тебя сегодня всё хорошо. Но мы с вами обращаемся к Богу не тогда, когда счастливы, а когда заболеем или скорбь посетит нас. Забываем о смысле жизни, для чего мы вообще устроены. Всё меняется лишь с появлением недуга. Зачем же его дожидаться? К Богу необходимо обращать свои взоры каждую минуту. Открыл глаза – перекрестился: «Господи, слава Тебе! Проснулся. Благослови на предстоящий день». Отходим ко сну – возблагодарим Бога за то, что день прожили. А прожить надо так, чтобы в этот день мы кому-то помогли, сделали хоть самое малое доброе дело.
Мы с вами так много беспокоимся о жизни земной, о телесном здоровье, так много прилагаем к этому усилий, что порой кажется, будто мы собираемся жить тысячу лет. Где же наша духовная жизнь? Есть прекрасные слова: как одежда не больше тела, так и тело не больше души. А душа для нас, наша вечность, наша жизнь с Богом – самое главное. Это то, что никто не украдёт, не отнимет. Не бойтесь убивающих тело – бойтесь убивающих душу, потому что тело временно, тело тленно. Как переводится имя первого человека на земле? Адам – «глина», по сути – прах. Из праха мы все созданы, в прах и возвратимся. И переживать об этом не стоит. Человеческая жизнь сводится к чему? Мы только родились – и уже к Богу уходим.
Вспомним события этого дня в древности. Когда заболел город, люди тут же обратились к духовному: оценили свою жизнь и на себя наложили пост, поскольку посчитали, что делают что-то неправильно, и каждый попытался в собственной душе что-то изменить. Вот и нас матерь-Церковь призывает в течение двух недель Успенского поста хоть немного измениться. Мы лучше других знаем, что у нас там тайного, что в нас такого, что мешает жить. И не сложно это – докопаться до правды в самом себе. Было бы желание. А его нет. Стремления нет. Есть лень человеческая. Лень избавиться от той или иной страсти, чтобы измениться в лучшую сторону. А ведь каждый может это сделать. Простил обидчика – уже великое дело сделал. Усмирил гордыню, не гавкнул на кого-то, как собака, – уже хорошо. В семье своей – жена по отношению к мужу или муж по отношению к жене – стерпел, не сказал обидное в ответ, не вставил колкость – уже сделал доброе. Из таких мелочей и складывается великое.
К сожалению, человек чаще думает иначе: а я уже готов ко встрече с Господом, готов ко Второму Пришествию. Там ковид, там вакцины, но я как выйду сейчас, как начну со всем этим бороться! Всё равно что младенец пытается сражаться с воином… Мы замахиваемся сразу на большое. А почитайте жития подвижников. Когда они выходили к людям, чтобы их чему-то научить, дать им духовные советы? На это Господь благословлял – лично. Преподобного Серафима Саровского Божья Матерь призывала, чтобы он вышел к людям, не сам он к этому стремился. Сколько подобных историй в житиях других святых!
Так и нам сегодня надо быть очень осторожными к духовным советам, что нас окружают. Мы должны начинать с малого. А мы в семье не спокойны, друг с другом постоянно во вражде. На рынок пришёл – поругался, в маршрутку сел – облил кого-то словесными помоями, ещё куда-то пошёл – та же картина. И в таком состоянии озлобления человек приходит на исповедь и заявляет: «Знаете, а я уже начал духовную жизнь. Да, я уже готов». Насколько это лицемерно! Насколько неправильно! Да ты сам с собою сначала примирись, сам с собой перестань враждовать в своём сердце, и только после этого сможешь пройти какую-то первую духовную ступенечку. К тому же призывают нас и наши болезни – увы, не радость. Только в телесном недуге мы начинаем думать о том, что поступаем неправильно, начинаем метаться, в духовном смысле рвать себя и окружающих. А проблема одна: нет личного покаяния. Нет нашей личной любви к Богу и ближнему. Приходишь на исповедь с сухим сердцем, оттарабанил свои грехи по бумажке, а слезой её не омочил. Вот в этой чёрствости и пребываем.
Душа наша изначально – прекрасная и молодая, должна быть невестой Христовой, но мы её так доводим, что в течение жизни она превращается в сгорбленную старуху. Мы при этом удивляемся: почему же тут у нас плохо и там не так, как хотелось бы? А надо взять прямо сейчас и вопреки собственной лени постараться измениться, хоть на шаг – он и станет нашей первой победой. Грешника от святого отличает только одно – решимость измениться. Всем вам желаю такую решимость обрести. У нас есть две недели Успенского поста. Давайте начнём меняться, хотя бы в малом – обретём мир в собственной душе. Аминь».
Пожелав прихожанам полезного поста, настоятель призвал верующих с рассудительностью отнестись к ограничениям в еде – не доводить себя до полного истощения. «Если чувствуете себя не очень хорошо, получили рекомендации врача соблюдать особую диету или же, наоборот, хорошо питаться, чтобы выздороветь, – не налагайте на себя такой груз, который не сможете нести, – посоветовал священник. – У диабетиков и у переболевших ковидом отдельная история. Помните о том, что у поста цель духовная. До Успения не надо доползать на одной руке, как перебинтованный боец, когда сил физических у вас уже совсем не остаётся, – это неправильно. Богу такая «жертва» не нужна. Господь призывает нас к иному – к покаянию, внутреннему преображению. Кто здоров и чувствует, что всё осилит, сможет поститься по всем правилам, – Бог вам в помощь».
После молебна протоиерей Владимир Бадах и клирик храма иерей Анатолий Пономарёв освятили мёд нового сбора.
Полезно знать: 14 августа Православная Церковь празднует и память ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, пострадавших за неукоснительное хранение Закона Божия. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить в храм на освящение мак.
Праздник в народе получил название Медовый Спас, поскольку именно к этому времени поспевает мёд нового сбора – его приносят в храм как явное воплощение Божией милости к грешникам. При этом Церковь советует прихожанам помнить, что освящение мёда является лишь благочестивой традицией, не связано с праздником Всемилостивого Спаса и уж тем более не должно затмевать собою церковное торжество в этот день, его истинное значение.
Успенский пост длится две недели – с 14 по 28 августа, завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы. Пост строгий, посвящён памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с самого раннего возраста. Этим постом каждый верующий человек должен очистить прежде всего свою душу и, подражая Пресвятой Богородице, провести время в молитве, воздержании и богомыслии. (По материалам сайта Православие.ру)
Пресс-служба храма во имя святителя Луки
Фото Виктории Серебрянской