В предпоследнюю неделю Рождественского поста мы получили радостное известие: пребывавшая у нас в течение недели, с 12 по 19 декабря, частица мощей святого апостола Андрея Первозванного останется в нашем храме навсегда. Сообщил об этом благочинный монастырей Крыма архимандрит Каллиник.
Для крымской земли имя святого апостола Андрея действительно имеет особенное значение, поскольку благую весть о спасении сюда принёс именно Первозванный. После Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и праздника Пятидесятницы, когда Святой Дух сошёл на учеников Христовых, апостолу Андрею выпал жребий – проповедовать Слово Божие в Скифии, включавшей тогда в себя Северное Причерноморье и наш полуостров.
Всю мощь духовного подвига святого можно представить, если обратиться к истории и сконцентрировать внимание на этническом составе населения полуострова, а также на общественно-политической обстановке той поры. В греческих колониях, а их в первом веке в нашем регионе представляли несколько поселений и городов, на тот момент ещё не был изжит рабовладельческий строй. В местных крепостях засели римские легионеры. В предгорной и степной частях полуострова обитали преимущественно кочевые скифские племена. Казалось бы, нет объективных предпосылок для благоприятных духовных всходов на ниве проповедничества христианства. Однако Божией милостью труды апостола Андрея Первозванного увенчались успехом – не иначе, как чудом это и не назовёшь. Византийский историк IX века Никита Пафлагонский в «Похвальном слове к апостолу Андрею» подчёркивал: «Получив в удел север (Скифия для византийцев считалась севером), ты обходил и сарматов, и тавров, и скифов». И плоды проповеди не заставили себя долго ждать. По свидетельству священномученика Климента Римского, сосланного в Инкерман за исповедание Христа (Климент прибыл на полуостров через треть века после святого апостола), благодаря духовным трудам Андрея Первозванного Слово Божие укрепилось на благословенной земле: только в том поселении, куда отправили Климента, он встретил мощную христианскую общину, насчитывавшую две тысячи человек.
Как отмечалось в одной из тематических передач радио «Вера», исторические хроники вполне позволяют отследить маршрут святого апостола. Прибыл он в Пантикапей – нынешнюю Керчь, затем принёс весть о Христе Воскресшем в Феодосию, Судак и Алушту – в границах этого города до сих пор находится целебный источник, у которого, по преданию, Андрей беседовал с местными жителями. Уже в древние времена источник назван именем Первозванного. Далее последовала проповедь на Медведь-горе (Аю-Даге) – тогда населённой, на территории сегодняшнего Гурзуфа, в окрестностях современной Ялты, в Инкермане и, наконец, в Херсонесе, где, по летописным свидетельствам, «апостол провёл много времени».
После проповеди на полуострове святой Андрей отправился с вестью о Христе вверх по Днепру, а затем в Западную Европу. На трудном пути благовестника он претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению (например, в Синопе). Но Господь хранил Своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.
В житии святого отмечается, что последним городом, куда пришёл Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, стал город Патры. Свою силу и здесь явил Господь через ученика. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий – знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелились Максимилла – жена правителя Патрского и брат правителя – философ Стратоклий. Эти события побудили жителей города принять от апостола святое Крещение, однако правитель – проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Только вот сердце язычника не откликнулось на призыв Божий: разгневанный Эгеат приказал распять апостола – думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошёл на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный… Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою».
Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором распяли апостола Андрея, имел особую форму – в виде латинской цифры X – в иконографии так называемый Андреевский, поскольку, по смиренному желанию ученика Христова, он должен был отличаться от креста Спасителя.
Два дня апостол учил горожан, собравшихся вокруг места публичной казни. Люди, слушавшие Андрея, всей душой сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Однако святой апостол стал молиться, чтобы Господь всё же удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола, руки им не повиновались. Распятый Андрей, воздав Богу хвалу, произнёс: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света озарило крест и распятого на нём мученика. Когда же сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+62).
И сегодня многое в Крыму напоминает о святом: Андреевские флаги на кораблях Черноморского флота, топографические названия и храмы, освящённые в честь благовестника. Крымчане, считающие апостола своим небесным покровителем, отдают должное заслугам его земной жизни и уверены в том, что Крым и ныне для Андрея Первозванного – предмет особенной молитвенной заботы и любви.
Приходите в храм приложиться к святыне!
На снимках: частица мощей апостола Андрея Первозванного в нашем храме.
Пресс-служба храма во имя святителя Луки